Приступил к работе в банке робот юрист. Сбербанк действительно объявил о сокращении 3000 сотрудников, ранее составлявших исковые заявления в суд. На самом ли деле банк внедряет роботов или только фантазирует?
Внедрение роботов-юристов в Сбербанке действительно наделало немало шума. В основном, наш сердобольный народ озаботился судьбой сокращаемых сотрудников, которых должны заменить бездушные роботы. Фантазия так и подсовывает образы Терминаторов, которые вышвыривают на улицу беззащитных юристов.
Впрочем, вслед за громким заявлением, последовало разъяснение, что робот юрист будет заниматься составлением исковых заявлений в суд на должников – физических лиц. То есть, робот просто освобождает людей от достаточно рутинной работы, которой у Сбербанка, при наличии огромного количества клиентов, действительно много.
Второй вопрос, который вызвал оживленное обсуждение в соцсетях – стоимость роботов и экономическая целесообразность замены людей на автоматы. Ведь, по широкому представлению, роботы стоят немалых денег, поэтому окупаемость таких аппаратов может измеряться не месяцами, а годами.
Попробуем разобраться, чем занимается робот юрист Сбербанка, отнимающий работу у персонала кредитного учреждения.
Чем занимается робот юрист
Итак, по заявлению Сбербанка, робот юрист занимается составлением исковых заявлений, причем только по делам физических лиц. Для подготовки искового заявления в суд нужно собрать следующую информацию:
- основные данные суда, в который подается заявление (наименование, адрес и т.д.);
- основные данные истца (в данном случае Сбербанка);
- основные данные ответчика (должника);
- цена иска;
- размер госпошлины;
Далее в заявлении приводится мотивировочная часть, включающая в себя требования к ответчику, ссылку на законы, сам предмет иска.
В следующей части, просительной, банк формулирует просьбу к суду об удовлетворении иска.
И, наконец, в Приложении к иску приводятся все необходимые документы, подтверждающие справедливость требований.
Робот юрист для подготовки искового заявления должен собрать всю необходимую информацию, внести данные в бланк и распечатать весь пакет документов.
Нужен ли робот юристам?
Вопрос заключается лишь в том, нужен ли для всех этих действий искусственный интеллект. Ведь вся необходимая информация о должнике, все необходимые документы уже содержатся в базах данных Сбербанка.
Нетрудно понять, что для каждого территориального подразделения Сбербанка и данные об истце и суде тоже являются стандартными. Более того, для физических лиц является стандартной и мотивировочная часть, поскольку исковые заявления составляются по одной и той же причине: просрочках задолженности по кредиту.
Получается, что для составления искового заявления в суд достаточно просто правильно структурировать базы данных и написать толковую программу для сбора и компоновки нужной информации в форме заявления. Такие программы в крупных организациях с большим количеством клиентов существуют уже давно и никакого искусственного интеллекта для них не требуется. Кстати, и для их внедрения нужны только компьютеры и принтеры.
Между тем, робот, по определению, должен еще иметь датчики, позволяющие получать и использовать информацию об окружающем пространстве, по аналогии с органами чувств человека. Понятно, что роботу юристу Сбербанка такие датчики для подготовки документов не нужны совсем. Поэтому и роботом такую программу назвать нельзя.
Пожалуй, Сбербанку скорее нужно внедрять робота-коллектора, способного ходить по домам должников и железной рукой уговаривать их вернуть деньги банку. Вот такой аппарат больше будет соответствовать своему названию.