Российская многоразовая ракета – логичная концепция

многоразовая ракета

Российская многоразовая ракета будет испытана в 2022 году. Логичная концепция многоразового старта отличается от разработок американской корпорации SpaceX.

Российские инженеры проработали проект многоразового использования ракетного блока для вывода в космос небольших спутников. Именно в такой полезной нагрузке – до 600 кг – в последнее время заинтересованы многочисленные заказчики.

Запуски тяжелых ракет стоят дорого, поэтому нишу дешевых запусков с небольшой нагрузкой стремятся занять частные компании, например, SpaceX или Orbital ATK.  Удешевить каждый запуск дополнительно SpaceX стремится за счет повторного использования дорогостоящих первых ступеней.

Концепция возвращения первой ступени у SpaceX известна – вертикальная посадка на морскую платформу. Это очень сложная процедура, поскольку приходится в режиме реального времени просчитывать массу параметров – от скорости самой ступени до порывов бокового ветра, стремящихся отклонить ступень от вертикали.

Поэтому статистика успешных посадок только в последнее время стала превалировать над авариями. Да и факты повторного использования ступеней можно пока пересчитать по пальцам.

Тем не менее, повторный запуск использованных блоков значительно удешевляет вывод спутников в космос и позволяет выиграть в конкурентной борьбе.

Крыло и хвост многоразовой ракеты

Российские ученые Фонда перспективных исследований решили не копировать разработки американцев, а вернуться к идеям, использованным еще в советском «Буране» — посадке возвращаемой ступени на обычный аэродром.  Да саму ступень не требуется разрабатывать с самого начала.

В качестве возвращаемой ступени ракет сверхлегкого класса принято решение использовать разгонный блок, схожий с блоком «Байкал», который был представлен еще на авиационно-космическом салоне 2001 года.

Оснащенный поворотным крылом и хвостовым оперением, разгонный блок способен самостоятельно возвращаться на Землю с высоты до 66 км и садиться на взлетно-посадочную полосу аэродрома с помощью обычного турбореактивного двигателя.  Понятно, что такая посадка в разы проще и безопаснее вертикальной.

Каждый блок можно использовать повторно до 50 (в перспективе до 100) раз. И каждый запуск будет обходиться в результате наполовину дешевле.  Кстати, и сами запуски сверхлегких ракет предполагается совершать с мобильных пусковых комплексов, чтобы не перегружать дорогостоящую инфрастуктуру космодромов.