Робот-консультант лучше человека

робот консультант

Робот-консультант лучше человека справляется с проведением мотивационного интервью. К такому выводу пришли ученые Плимутского университета, проведя эксперименты с участием студентов.

Метод  мотивационного интервью заключается в изменении поведения в результате собеседования. Люди, нуждающиеся в изменении своего поведения, обычно с трудом могут поставить себе достижимые цели самостоятельно. Такие цели ставятся с помощью психолога в ходе беседы, после совместного анализа поведения и выявления проблем. Это может быть, к примеру,  мотивация к увеличению физической активности, достижению успехов в учебе и так далее.

Ученые попытались заменить психолога роботом-консультантом, обладающим искусственным интеллектом, для проведения подобных бесед. И оказалось,  что он справляется с улучшением мотивации лучше человека.

Студенты, участвовавшие в экспериментах, отмечали непредвзятость робота и гораздо легче рассказывали о своих проблемах. Ученые были поражены, насколько легко устанавливался контакт в ходе интервью, и насколько успешно ставились цели для дальнейшей мотивации.

Действительно, рассказывая о своих проблемах, человек подсознательно боится осуждения со стороны собеседника и, нередко, из-за этого скрывает корни проблем. Во время беседы с искусственным интеллектом такого страха нет, так как собеседник не воспринимается в качестве потенциального судьи.

Многие участники эксперимента заявили, что в дальнейшем предпочли бы робота-консультанта для проведения мотивационных интервью. Они оценили ход интервью как приятный и интересный. Робот внимательно слушал и не прерывал собеседника, как это нередко делают люди. И большинство участников признало эксперимент полезным.

Нужно отметить, что искусственный интеллект робота-консультанта был заранее подготовлен к сценариям выявления идей и постановке целей изменения поведения. Успешность проведения мотивационных интервью была результатом предварительной работы коллектива ученых. Тем не менее, перспектива использования так называемых социальных роботов очевидна.

Для дальнейшего анализа результатов эксперимента необходимо собрать информацию, насколько результативными были собеседования и постановки целей для реального изменения поведения. Изменился ли в реальности, например, уровень физической активности после проведения интервью. Тем не менее, сам ход эксперимента подтвердил возможность психологического контакта между человеком и роботом.